Компания Telefonica Digital, владелец популярной в
Великобритании сотовой сети O2, запустила крайне неоднозначную и многообещающую
программу, которая превращает услуги связи в некий единый источник ресурсов для
продажи в разных формах. По ходу внедрения этой программы клиенты должны
получить интегрированный набор сервисов для фиксированной и мобильной, голосовой и цифровой связи.
2012 год для мобильной индустрии стал знаковым – впервые
количество проданных минут голосовой связи перестало расти (по крайней мере, в
Великобритании). Это неприятное, но ожидаемое развитие событий, поскольку люди
все чаще общаются не голосом, а через Интернет, включая VoIP-телефонию, чаты,
почту и социальные сети. Если раньше оператор сотовой связи определялся
инфраструктурой – кабелями, передатчиками, лицензированными частотами и так
далее – то теперь для клиента оператором является тот, через кого идут основные
каналы коммуникаций. В частности, функции классических сотовых операторов в
значительной мере берут на себя операторы бесплатной электронной почты и
крупных социальных сетей. Модель их бизнеса строится на продаже рекламы, но компания
Telefonica не собирается заходить так далеко. План заключается в том, чтобы
обслуживать телефонный номер клиента за минимальную плату, предоставляя
дополнительные услуги за дополнительную плату.
Первый этап эксперимента: VoIP-платформа TuMe, созданная в
результате поглощения компании JahJah. Изначально эта технология была создана
для обеспечения бесплатных звонков и текстовых сообщений между клиентами. Сервис
TuMe не приносит прибыли, зато переводит клиентов в облако и использует ресурсы
конкурирующих сетей.
Следующая фаза, которая будет запущена к концу года, называется
TuGo – это еще более высокий уровень «облачности» и первые потоки прибыли. Сервис
TuGo позволит клиентам перенести свой номер мобильного телефона в облако,
которое будет переправлять входящие звонки на любое клиентское устройство, а
также обеспечит обслуживание исходящих звонков с любого устройства на любой
другой телефон. Технология TuGo меняет определение клиента: клиенту не нужно подписываться
на услуги мобильной телефонии, он подписывается на телефонный номер, который
легко может перемещаться между мобильными и фиксированными сетями по усмотрению
пользователя.
Технически каждый клиент TuGo будет клиентом оператора O2. Предоставление
услуг и инфраструктура для их оказания будут полностью разделены. Отдельная часть
плана посвящена платформе Firefox OS, которая является фундаментом для
абсолютно гибкого телефона, чей интерфейс и поведение полностью описываются с
помощью HTML5. Аппарат с интерфейсом на HTML5 можно изменить в один момент, отражая
используемый сервис, а не сеть, через которую эти услуги предоставляются.
Финал эксперимента Telefonica Digital носит название TuCore
это единая инфраструктура услуг связи, открытая для сторонних приложений и
пользователей через открытые интерфейсы API. С помощью открытых интерфейсов
сторонние разработчики могут создавать собственные приложения телефонии,
интегрируемые с базовыми службами Telefonica. Платформы TuMe и TuGo уже используют
эти интерфейсы API, так что их раскрытие можно считать скорее оценкой рисков,
чем техническим развитием.
Для любых приложений на базе интерфейсов API компании Telefonica,
доступно собственное удостоверение клиента по имени и паролю (OAuth), но телефонный
номер остается уникальным идентификатором для любых подключаемых устройств.
Возможно, это не лучший ответ на проблемы современной индустрии мобильной
связи, но другие операторы вовсе постепенно
превращаются в обычных провайдеров, перекачивающих данные с серверов на
смартфоны и ноутбуки с минимальной рентабельностью.
По материалам сайта The Register.
|