Дуглас Адамс (Douglas Adams), профессор университета Пардью
(Purdue University), и его аспирантка Тиффани ДиПетта (Tiffany DiPetta)
представили первый прототип уникального устройства, которое позволит быстро
выявить типичные неисправности в подвеске тяжелого армейского автотранспорта,
чтобы эти поломки не привели к гибели экипажа на поле боя.
Устройство, которое получило предварительное название «Diagnostic
Cleat» («диагностическая рейка»), помогает диагностировать состояние подвески с
помощью триаксиальных (пространственных) акселерометров, закрепленных внутри
обрезиненного стального корпуса рейки. Чтобы провести полную диагностику
подвески, автомобиль должен просто проехать по этой рейке. Полученные с помощью
датчиков сигналы обрабатываются специальной программой, которая выявляет
дефекты в шинах, подшипниках и других деталях подвески. Ученые уже провели
первые эксперименты на автомобилях HMMWV (High-Mobility Multipurpose Wheeled Vehicles),
больше известных под названием Humvee.
Принцип вибродиагностики, положенный в основу этой
диагностической рейки, совсем не нов. Основное новшество заключается в
современных акселерометрах, которые используются для сбора механических
откликов от работающей подвески, когда автомобиль переезжает через рейку. Эти
датчики чувствительны настолько, что позволяют выявить самые слабые изменения в
работе деталей.
Профессор Адамс считает, что своевременная диагностика
подвески на военных автомобилях может спасти жизни. Например, диагностическая
рейка может указать экипажу, что нужно немедленно вернуться в гараж и подкачать
левое заднее колесо, иначе оно может подвести солдат в ходе предстоящего
10-часового задания. Также диагностическая рейка может указать на проблемы с
конкретным амортизатором или на поломку критически важного болта в передней
подвеске. В результате ремонтникам не нужно будет искать неисправности – только
устранять уже найденные с помощью датчиков и компьютера.
Работу над «диагностической рейкой» профессор Адамс и его
коллеги ведут совместно с министерством обороны США и компанией Honeywell.
Система не требует специального обучения операторов и отличается относительно невысокой
ценой около 1’500 при серийном производстве. Такая цена просто растворится в стоимости
обслуживания 20’000 машин, которые можно диагностировать с ее помощью, уверен
профессор Адамс.
Источник: PhysOrg
|