Интернет принес нам не только информационное разнообразие и доступность данных, но и возможность объединяться в группы по интересам. И церковь не оставила без внимания колоссальную возможность для общения с верующими, расширив и увеличив свое присутствие в Интернете.
На Рождество 42-летняя британка Симона Бек обновила статус в соцсети: «Я приняла смертельную дозу таблеток, и прощайте все». Из 1048 виртуальных друзей Симоны ни один не поинтересовался, как у нее дела. Она умерла на следующий день. После этого случая администрация соцсети попросила пользователей сообщать ей о людях с суицидальными настроениями. Всю информацию администрация ресурса передавала в полицию и в благотворительные организации, представители которых оказывают психологическую помощь потенциальным самоубийцам. В Британии и Ирландии партнером соцмедиа стала благотворительная организация Samaritans («Самаритяне»). Социальная сеть также сотрудничает с аналогичными организациями в США и Норвегии. Это случай проиллюстрировал необходимость использования социальных медиа религиозными организациями в служении обществу и в проведении своей миссионерской деятельности.
На Западе использование социальных медиа давно перестало быть дискуссионным вопросом. В США уже не первый год проводятся исследования, пишутся диссертации и ведутся поиски наиболее удачных методов миссионерской деятельности посредством социальные медиа (Sparks, Jessica. Redesigning Missionary Outreach Support Services: An Integration of Web-Based Technology [Dissertation]. Virginia Beach, VA: Regent University, March 2009).
Крестовый поход католиков
Католическая церковь как никто другой поняла важность и актуальность использования современных медиа. В ноябре 2009 года во время Европейской конференции католических епископов, Ватикану удалось собрать экспертов, чтобы помочь церкви улучшить взаимоотношения с обществом, используя новейшие СМИ (с учетом специфики поиска в интернете, загрузки данных, кибер-безопасности и социальных сетей). На конференции присутствовали представители Google, Facebook, YouTube и Wikipedia. Во время встречи французский епископ, монсеньор Жан-Мишель ди Фалько отметил: «Если вас нет в интернете, вы вырезаете себя из жизни большей части людей. Церковь должна способствовать христианскому присутствию в интернете».
Уже два года подряд в обращении по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций (самого главного католического события в сфере медиа) Папа Римский Бенедикт XVI обращает внимание католиков на служение в цифровом мире. По мнению Святейшего Отца, чтобы нести Евангелие в современных культурных реалиях, к которым особенно чувствительна молодежь, необходимо обязательно использовать новые медиа-технологии.
В Послании к 45-му Дню (2011 года) понтифик сказал, что священнослужителям уже недостаточно просто присутствовать в сети, им следует проповедовать Евангелие с помощью всех имеющихся технических средств, в том числе блогов и аудио- и видеоподкастов. Тем самым, священники сохранят за собой роль моральных лидеров общества.
Об эффективности использования социальных медиа свидетельствует динамика развития официального канала Ватикана на YouTube, который с 2005 года собрал более 5,2 млн просмотров и 32 тыс. подписчиков.
Русская Православная Церковь решила последовать примеру католиков и в октябре 2010 года в Храме Христа Спасителя открыла собственный видеоканал на YouTube. Как отметили представители РПЦ, открытие канала на YouTube — лишь один из шагов в направлении к укреплению позиций церкви в СМИ.
Интернет-церкви
Всемирная паутина стала местом, где свободно создаются церковные общины. Как писал USA Today, на сайте церкви Flamingo Road посетители могли поговорить о вере с другими «прихожанами», принять участие в работе группы по изучению Библии, помолиться вдвоем с пастором, используя сервис мгновенных сообщений, а также причаститься (участники используют свои собственные хлеб и вино). Посетителям также задают вопрос «Принимаете ли вы Христа, как своего спасителя?», на который они могут ответить, нажав кнопку «да» или «нет».
Одной из старейших онлайн-церквей считается LifeChurch.tv из Оклахомы, запущенная в 2006 году (к тому моменту эта «мегацерковь» уже имела несколько реальных храмов в различных городах США). Эта община уже в 2009 году проводила более 25 интернет-служб в неделю, которые посещало до 60 000 пользователей из 140 стран. LifeChurch.tv привлекала посетителей вовсе не духовными запросами, а контекстной рекламой Google и баннерами на экранах людей, набравших в поисковике слова «секс» или «голые женщины». Пастор Бобби Грюневальд утверждал, что задача LifeChurch.tv — не подменять реальную церковь, а привлечь людей к богослужению в реальной жизни, что зачастую и происходит.
Блоги священнослужителей
С появлением Twitter почти все ведущие западные протестантские служители успели создать себе аккаунт и регулярно поддерживают связь со своими «фолловерами». Известный баптистский пастор церкви Saddleback Рик Уоррен в декабре прошлого года попал в рейтинг журнала Forbes, как один из двадцати наиболее влиятельных пользователей. Сам список из 20 пользователей включал в основном звезд шоу-бизнеса, спорта, политики: Леди Гагу, Паоло Коэльо, Барака Обаму и других.
На постсоветском пространстве лучше всех освоили виртуальные просторы представители РПЦ. Согласно подсчетам руководителя пресс-службы Московской Патриархии о. Владимира Вигилянского (данные на июль 2009 года), на постсоветском пространстве функционирует более 500 блогов священнослужителей.
Мусульмане и социальные медиа
В исследовании Pew Forum on Religion & Public Life «Мусульманские сети и движения в Западной Европе» отмечается, что многие мусульманские движений активно используют инструменты, созданные новыми медиа, включая веб-сайты, Twitter, блоги, онлайн-видео и социальные сети с целью распространения своего учения и привлечение новых последователей.
Радикальные группы вроде Аль-Каиды используют веб-сайты для распространения учения о джихаде и, по мнению некоторых аналитиков, для вербовки потенциальных активистов.
Другие группы (такие как Таблиги Джамаат и традиционные суфийские ордена, цель которых поощрения личной преданности) используют интернет для рекламирования своей продукции, загрузки видео своих конференций и создания страниц, посвященных ключевым духовным лидерам.
По материалам Religo.ru.
Илюстрация: © Jeff Howard (flickr.com/photos/jeffhoward)
|