Группа германских исследователей впервые в истории
расшифровала сигналы, генерируемые мозгом водителя за доли секунды до нажатия
на автомобильные тормоза. Благодаря этому открытию уже в обозримом будущем
можно будет сконструировать систему безопасности, которая возьмет на себя
управление автомобилем в потенциально опасной ситуации и обеспечит аварийное
торможение вне зависимости от скорости реакции водителя.
Для проведения эксперимента ученые воспользовались методиками
электроэнцефалографии (ЭЭГ) и электромиографии (ЭМГ), позволяющими изучать
электрические процессы в мозге без хирургического вмешательства. В проведенной
серии тестов электроды были закреплены на коже головы и на правой ноге, ответственной
за торможение.
Разумеется, испытания проходили в исключительно безопасных
лабораторных условиях. Каждого испытуемого поместили перед приборной панелью
автомобиля и тремя мониторами, на которые выводилась картинка реалистичного
авто-симулятора. По условиям «игры» водителям виртуальных автомобилей
предлагалось следовать за идущей впереди машиной со скоростью около 100 километров в час и быстро нажимать на тормоз при виде загоревшегося стоп-сигнала. Для большей
реалистичности воспроизводимый сценарий включал в себя извилистую дорогу и встречный
трафик.
Благодаря непрерывному сканированию мозговой активности
ученые смогли зафиксировать сигналы, генерируемые мозгом за 130 секунд до нажатия
на тормоз. В реальной жизни эти доли секунды позволят сократить тормозной путь
как минимум на четыре метра.
«Ни один из этих сигналов не связан непосредственно с
торможением, - поясняет Стефан Хауфе (Stefan Haufe), руководитель проекта из
Берлинского технического университета, - В большей мере специфические сочетания
мозговых импульсов являются реакцией на любые экстренные ситуации». И несмотря
на возможность ложных срабатываний, сочетание результатов ЭЭГ и ЭМГ гарантирует
достаточно высокую точность прогнозов.
Разумеется, коммерциализация указанной технологии будет представлять
собой непростую задачу. Первым делом Хауфе и его коллеги собираются установить,
насколько точными окажутся результаты сканирования, собранные в реальных
условиях. В лабораторном эксперименте добровольцам, подключенным к сканерам,
было предложено не совершать резких движений. Однако от водителей настоящих транспортных
средств вряд ли можно будет добиться полной неподвижности.
По материалам сайта TechnologyReview.
|